В поисках экономии

Между Минфином и общественностью усиливается конфликт вокруг налоговой реформы. Министерство готово искать способы сократить госрасходы в 2016 году на 60 млрд грн, но не согласно с предлагаемым общественностью резким сокращением налоговых ставок. Эксперты сетуют, что радикальное сокращение затрат невозможно, необходимо постатейно анализировать целесообразность расходования каждой гривны.

Вокруг да около реформы

Налоговые комитеты общественных советов при Государственной фискальной службе, Минфине и МЭРТ в пятницу на совместном заседании одобрили проект налоговой реформы, который продвигает комитет по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады. Аналогичный проект Минфина они отклонили, сообщил президент ИГ «Универ» Тарас Козак.

В Минфине ожидаемо высказались против предлагаемой активистами радикальной реформы в виде резкого снижения налоговых ставок, поскольку неизбежное в таком случае падение доходов госбюджета потребует аналогичного сокращения расходов. «Невозможно сократить расходы госбюджета на 25% всего за один год, как того требуют некоторые модели налоговой реформы, которые сейчас обсуждаются в обществе», – заявила министр финансов Наталья Яресько. МВФ за последние четверть столетия выявил только десять случаев, когда страны уменьшали расходы более чем на 5% за год – средний темп снижения составил у них 9,3%.

По оценкам Натальи Яресько, чтобы достичь согласованного с МВФ дефицита госбюджета в 2016 году в 3,7% от ВВП, нужно уменьшить расходы минимум на 60 млрд грн. «Но их предложения предусматривают уменьшение поступлений бюджета на 150-200 млрд грн», – возмутилась она. Первоначальные версии предложений Минфина и профильного комитета Верховной Рады описаны тут.

Найти и сэкономить

Одной из основных расходных статей бюджета является национальная безопасность и оборона. «Можем ли мы сегодня позволить сокращение этого направления, не зная, как долго можно будет сохранить это хрупкое перемирие на востоке? Я считаю, что это неразумная идея», – говорит Наталья Яресько. Большие расходы бюджет несет на обслуживание госдолга. Для экономии этих затрат уже проведена реструктуризация части госдолга. На третьем месте – социальное обеспечение, медицина и образование. «Сейчас просто так предложить сократить на 10% расходы на образование или на прокуратуру уже не получится», – говорит исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрий Боярчук.

«К сожалению, «вредных» статей расходов, которые можно было бы безболезненно сократить, в бюджете не осталось. Одной из малоэффективных статей расходов до недавнего времени оставались дотации угольным шахтам, но сейчас средства на эти цели практически не выделяются», – рассказывает эксперт группы «Реанимационного пакета реформ» Павел Кухта.

Смена принципов

Эксперты считают, что процесс уменьшения расходов нужно начинать с ревизии того, на что тратятся госресурсы. «Сейчас много говорят о раздутом штате в госсекторе, но на самом деле в центральном аппарате зачастую наблюдается дефицит кадров, особенно квалифицированных. В то же время в правоохранительных органах, милиции, прокуратуре действительно стоит провести чистку. Думаю, это позволит сэкономить 10-15 млрд грн», – подсчитывает Павел Кухта.

Сэкономить бюджетные средства можно также за счет пересмотра целесообразности ряда госзакупок. По мнению Дмитрия Боярчука, перевод государственных закупок в электронный формат обеспечит часть экономии. «Сейчас через ProZorro проводится 1,5% закупок, а должны быть почти все», – уверен он. Объем коррупции в этом сегменте оценивается в 50 млрд грн в год. Необходимо активизировать и «скрытые резервы» – поддержка госпредприятия. «Нужно пересмотреть принципы их работы. Например, установить норму отчислений в бюджет: не справились – автоматически на приватизацию», – предлагает Дмитрий Боярчук.

Децентрализация власти должна позволить эффективнее расходовать деньги. «Должно произойти делегирование полномочий по расходованию средств на местный уровень: на местах привычно поддерживали большие площади школ и большое количество штатных единиц с целью завысить свои потребности. Если им дать возможность распоряжаться деньгами и не уменьшать эту сумму, количество школ резко станет таким, сколько их реально нужно», – считает Дмитрий Боярчук.

Эти ревизии обеспечат точечную экономию, которой явно недостаточно для радикального сокращения госрасходов. Поэтому вскоре возникнет вопрос пересмотра бесплатного образования и медицины – эти затраты могут лечь на потребителей услуг. «Нужно сократить количество бюджетных мест в высших учебных заведениях. Их надо распределять между теми абитуриентами, которые действительно в этом нуждаются, – например, дети из малообеспеченных семей, одаренные школьники из сельской местности. Все остальные должны официально платить за обучение. Такой же принцип можно применять и в медицине», – считает Павел Кухта.

Аудит расходов Пенсионного фонда позволит выявить «мертвых душ», получающих пенсии. «Это тяжелая и, наверное, унизительная процедура, но в той же Грузии нашли хороший процент липовых пенсий», – отмечает Дмитрий Боярчук. «Мертвых душ» обнаруживали и в Греции, когда МВФ потребовал провести ревизию социальных выплат. «Кроме того, у нас есть обеспеченные пенсионеры, которые пользуются огромным количеством льгот», – сетует Павел Кухта.

Руденко Виктория

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *