Наталья Мильчакова: кто заработает на Евровидении в Украине

Евровидение, прежде всего, выгодно телеканалу, который будет транслировать конкурс «Евровидение-2017», в целом телевизионной индустрии Украины и рекламному рынку, ведь реклама на ТВ в большинстве стран обеспечивает почти половину (плюс-минус) совокупного объема рекламного рынка страны.

Каждый телеканал, ежегодно транслирующий конкурс «Евровидение», платит ежегодный взнос в Европейский вещательный союз, который является владельцем прав на проведение конкурса, размер которого не раскрывается, но, по сообщениям западных СМИ, рекламные доходы, полученные телеканалом от трансляции «Евровидения», покрывает сумму ежегодного взноса на 80-90% (в долларовом эквиваленте примерно $1,5-2 млн).

Чем большая доля зрительской аудитории посмотрит трансляцию Евровидения, тем выше будет рейтинг просмотра у транслирующего Евровидение телеканала, тем больше зрителей увидят рекламу рекламодателей, как европейских, являющихся спонсорами Евровидения, так и украинских, которые купят рекламное время.

Поскольку по ТВ будет транслироваться конкурс, который в этом году проходит в самой Украине, следует ожидать, что рейтинг просмотра данного конкурса может быть значительно выше, чем в другие годы, когда прямая трансляция ведется из другой страны, принимающей у себя конкурс «Евровидение».

Следовательно, в мае 2017 года будет наблюдаться переток средств рекламодателей из Интернета и печатных СМИ на ТВ.

Кроме того, на проведении конкурса «Евровидение» в Украине заработают гостиничная индустрия страны, телекоммуникационные компании (особенно операторы мобильной связи), рестораны и кафе, малый бизнес (например, продавцы сувениров).

На этом плюсы «Евровидения» для украинской экономики и исчерпываются.

Насколько Украине нужно было проводить Евровидение у себя – вопрос дискуссионный. Телеиндустрия и рекламодатели Украины получают выгоды от трансляции конкурса ежегодно, независимо от страны его проведения.

Экономические выгоды для страны в целом не очевидны. С точки зрения национального престижа в мире шоу-бизнеса, выгоды тоже не очевидны, так как Украина в XXI веке уже принимала у себя Евровидение дважды, в 2005 году и готовится принять в текущем году, а, например, Великобритания в этом веке пока ни разу, также как Франция и Италия. Но вклад Великобритании, Франции и Италии в современную поп-культуру и рок-культуру несравнимо выше, чем вклад любой из развивающихся стран, которая каждый год участвует в этом конкурсе.

С точки зрения затрат, из бюджета была выделена сумма в эквиваленте $16.7 млн, хотя в 2005 году потратили $17 млн, однако, роль Украины в мировой музыкальной культуре так и не повысилась. В украинской поп-музыке нет сегодня ни одного певца, певицы или группы, которые бы стали звездами первой величины где-либо еще в мире, кроме самой Украины, России, Белоруссии и частично – остального пост-советского пространства.

Немного об опыте и экономических выгодах предыдущих стран, что были хозяевами конкурса

По оценкам Европейского вещательного союза, в последние 10 лет стоимость проведения конкурса обходится принимающей его стране в сумму, эквивалентную $40-46 млн.

Украине в текущем году удастся существенно сэкономить, затратив меньше, поэтому это будет один из самых «дешевых» конкурсов в «новейшей» истории Евровидения.

Россия и Азербайджан, принимавшие у себя Евровидение в 2009 и 2012 годах, смогли «уложиться» в этот диапазон, стоимость проведения конкурса в этих странах составила $44 и $46 млн соответственно.

Кроме того, в России огромную выгоду в виде рейтинга и рекламных доходов получил государственный «Первый канал», владеющий правами на трансляцию Евровидения совместно с другим государственным телеканалом ВГТРК («Россия-1»).

Трансляцию «Евровидения-2009», проходившего в Москве, в России посмотрели 17,6% всей зрительской аудитории, это был рекорд за всю историю телевизионных трансляций конкурса в России.

А вот Дания, принимавшая у себя конкурс в 2014 году, потратила $60 млн, это пока рекорд по стоимости проведения конкурса.

Украина один раз уже получала выгоду от экономии на затратах (в 2005 году), наверняка получит и в текущем году.

Однако конкурс пройдет, о нем быстро забудут, так как эти мероприятия производят больше скандалов, чем настоящих мировых звезд.

Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента Альпари